Persoane interesate

22.07.2011

Как относиться христианам к гороскопу?






Как относиться христианам к гороскопу?
Священник проф. др. Николай Некула[1]

Средства массовой информации, будь то печатные издания, будь то телевидение или радио, с возрастающим списком программ и каналов, доводят до сведения слушателя или читателя все больше дат, информации и новостей из разных сфер повседневной и обыденной жизни, культуры и науки. Плюс к этому глобальная система Интернет предоставляет возможность получить любую необходимую нам информацию. Естественно, что все это изобилие является необходимым и насущным, но, к сожалению, не все то, что нам преподносится,  способствует нашему духовно-нравственному формированию. Поэтому, необходимо иметь дееспособность выбрать лишь то, что нам полезно.
           
Одна из самых востребованных тем, предоставленных на страницах периодических изданий, в радио или телепередачах, является гороскоп или астрологический прогноз. Нет газеты, радио или телепрограммы, которая бы не предоставляла ежедневно и систематично прогнозы звезд или гороскопы, ожидаемые с нетерпением; многие не начнут утро или рабочий день пока не узнают, что им приготовили звезды на нынешний день или что их ждет в течение следующего дня. Существуют многочисленные программы на астрологические темы, авторы которых стараются представить публике астрологию как чарующую науку, открывающая судьбу человека, участь или то, что его ожидает в будущем. Они используют массу непонятных и загадочных терминов и фраз, будучи в тоже время беспочвенными и фальшивыми. Интерес к подобному рода информации, к сожалению, возрастает; все больше людей убеждены, что все что говорится или пишется, в гороскопах является правдой, используя всю информацию, как неопровержимое руководство для повседневной жизни. К сожалению, под этим пагубным влиянием находятся и те, кто считает себя ревностными христианами. Поэтому, считаем необходимым, дать некоторые разъяснения относительно веры в астрологические прогнозы и гороскопы. Вдобавок, многие идут к разному рода «специалистам», которые считают, что владеют мастерством разъяснения судьбы человека по звездам, и, не желая подстраиваться под все предсказывания, отмеченные в средствах СМИ, стремятся узнать лично, что им необходимо делать и от чего остерегаться.

Первое замечание связано с использованием двух вышеуказанных терминов – гороскопа, которые так часто упоминаются в средствах массовой информации, но употребляются ошибочно. Так, гороскоп – это «таблица расположения звезд, составляемая в средние века астрологами к моменту рождения кого-либо, которые утверждали, что согласно ей, могут предугадать судьбу новорожденного»[2]. Т.е., он является расчетом на базе расположения или взаимоотношения звезд, определяющие будущее ребенка[3]. Зодиакальное созвездие – это «зона или регион небесной сферы, на которой размещены двенадцать созвездий, соответствующие месяцам года и сквозь которые проходит мнимый солнечный путь на протяжении года»[4]. Слово имеет так же и смысл астрологической книги, в которой находятся предсказания о будущей судьбе людей, согласно зодиаку, в котором родились[5]. Двенадцать равных секторов, разделены на созвездия, согласно двенадцати месяцам года и носят следующие имена: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Эти названия дошли до нас с древних времен. Из-за смены положения равноденствия, в наши дни созвездия не соответствуют месяцам года, но смещены раньше созвездий, чьи имена носят. Они обычно включены в период 20 дней двух смежных месяцев, на пример, созвездие Рыб, в период 21 февраля – 20 марта. Каждое в отдельности взятое созвездие ограничено рядом характерных моментов, соответствует определенному месяцу года, в который родился кто-либо и которое, согласно астрологическим предсказаниям, имеет большое влияние на судьбу данного субъекта[6].
У каждого зодиака есть свой символ, согласно созвездию, которое представляет.
Итак, зодиак – это система звезд и положение их на небесной сфере, который влияет на людей, в зависимости от даты их рождения; а гороскоп – подсчет или интерпретация влияния звезд над теми, кто родился под каким-либо созвездием. И зодиакальный прогноз, и гороскоп относятся равным образом к астрологии, которая, в отличие от астрономии, считается псевдо наукой, будучи осужденной Церковью и Отцами Церкви. Как утверждает видный румынский богослов, «псевдонаука, изучающая влияние звезд на внешний мир и на человека, с годами откололась от астрономии, ограничившись астрологией»[7]

Второе замечание. Зодиакальные предсказания, которые мы встречаем либо в книгах, носящие одноименные названия, либо по телевидению или по радио, в журналах и газетах, настолько несхожи между собой, что порой они, противоречат друг другу. Это говорит о том, что они не обоснованы на общих элементах, составители и авторы астрологических прогнозов не основываются на каких-нибудь конкретных подсчетах, а порой фантазируют, создавая, таким образом, конфуз и отсутствие целостности. Этот факт является важным поводом для того, чтобы не верить в подобные прогнозы и предсказания. Если мы перелистаем ряд печатных изданий и сравним то, что говорится о каком-либо зодиаке, заметим, что все публикации дают абсолютно разную информацию.

Третье замечание. Верования и практика интерпретации зодиака всегда считались влиянием язычества, когда жизнь людей полностью была покорна «слепому» року или воле богов, что со временем вошло в обиход и жизнь самих христиан. Судьба и рок были решительными и неумолимыми для жизни и труда человека и вследствие чего, он полностью оказался под властью потусторонних сил и не мог самостоятельно согласовать свои действия. Сущность этих верований в богов и рок очень точно определяет народная мудрость: «Что на роду написано». Это ознаменовало жизнь людей вплоть до божественного откровения, как в Ветхом, так и в Новом Завете. В этом плане может послужить примером текст из книги Ветхого Завета, где Сам Господь противится подобным практикам и верованиям, чтобы уберечь народ израилев: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом, Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь, Бог твой»[8]. Текст абсолютно ясен и не требует комментариев, а наказание – это удаление от лица Бога, т.е. осуждение на вечные муки всех тех, кто практикует подобные верования. Опровергает гороскоп и другой библейский текст, а именно рождение двух сыновей от ветхозаветного патриарха Исаака и Ревекки – Исава и Иакова. Как мы помним, оба брата родились в один и тот же день, в одно и то же время, но при этом они имели разные характеры и темпераменты, доказывая, что зодиак не играл в их жизни важную и первостепенную роль. Исав был «косматым», гневным и диким, холерик по темпераменту. Иаков, который при рождении «держался за пяту брата своего Исава», «человек кроткий», имел спокойный характер[9].
Господь Иисус Христос не указывал определенно и не осуждал практику астрологического прогноза или гороскопа, зато подчеркивал в Своих проповедях роль свободы воли в спасении и вообще в жизни людей. Спасение человека зависит от деяний, совершенных на протяжении всей жизни, и не от положения звезд или судьбы, а от личной воли, данной каждому человеку для совершения благих или недобрых деяний. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»[10], четко объясняет Спаситель, тем самым показывая, что Господь никого силой не принуждает ко спасению, а тем более звезды или созвездия. Спаситель никого не заставляет, а дает каждому возможность лично добровольно искать путь богообщения. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною»[11].
Позднее, Святой Апостол Павел, в своем послании к Тимофею, предупреждает остерегаться лжеучений, советуя «сохранять преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания»[12]. Среди лжеучений можем упомянуть астрологию и само собой – зодиакальный прогноз и гороскоп.
После Миланского эдикта[13], когда христианство, благодаря Святому Равноапостольному Императору Константину Великому, обрело достойное место в византийском обществе, существовало смертное наказание для тех, кто практиковал астрологию.  Святые Отцы Церкви были категорически против астрологии, опровергая теорию, согласно которой между движениями звезд и рождением человека существует прямая связь. Наоборот, они доказали, что судьба или фатализм отводят свободу человека на второй план, то, что не соответствует христианской вере не может допустить. Если бы существовал рок или судьба, власть звезд, тогда, как нас учит Святой Иоанн Златоуст, труд, образование, культура, государственные и личные интересы были бы напрасны [14]
Основываясь на учении Спасителя о свободе собственной воли и на авторитете  Святых Отцов, которые выступали публично против теории о судьбе и астрологической практики, Церковь опровергла учения, касающиеся зодиака и гороскопа. В жизни христианина не так важен день его рождения, но его свободное желание творить добро или зло; Церковь не чтит день физического рождения святых, которые освятились через свои благие дела, совершаемые ими во время земной жизни, а день рождения для вечной жизни, т.е. день их покойной кончины[15].

Четвертое замечание. Веру в гороскоп и астрологический прогноз ни Церковь, ни верующие не могут допустить, т.к. все это автоматически ведет к безответственности за содеянное. Те, кто признают тот факт, что жизнь руководится судьбой, установленной согласно звездному созвездию, очень легко оправдываются за свои прегрешения, ссылаясь на «злой» рок. Согласно великому подвижнику и отцу благочестия[16], учение или верование в судьбу, зодиак или гороскоп «гонит прочь из сердца страх перед Богом и никогда не побуждает тех, кто живет греховно, испытывать угрызения совести, потому что он оправдывается, что все происходит из-за безобусловленного влияния на него движения небесных светил»[17] , [18].
Пятое замечание. Вера в зодиак и гороскоп является опасным, так как может подтолкнуть ее последователей исполнять в точности то, что им было предначертано астрологическим прогнозом. Все это создает негативное настроение, которое сводит на нет свободу воли и ведет к самовнушению. В результате чего, личность не может уже контролировать самостоятельно свои действия и подчиняется «голосу» извне, направляя его туда, куда данная личность не имеет желание.  Как известно самовнушение нередко демонстрирует свои результаты.

Шестое замечание. Кроме всего, верование в зодиак, гороскоп и судьбу оттесняет веру в Бога, в чьих руках все сущее на земле и от Которого зависит вся наша жизнь. Когда зодиак, гороскоп или судьба руководят нашей жизнью, Господь исчезает из нашего сердца. А если остается, то лишь в качестве божества несправедливого, абсурдного, слабого, Который одних предопределят на благие дела, а других на зло или же оставляет их во власти созвездия, под которым родились и которое руководит его жизнями. Ведь в нашем вероучении отсутствует догма о предопределенности, главное в нем свобода собственной воли, а результатом свободной воли – благие дела – наряду с благими делами – являются условиями спасения.
Вот почему христианину не подобает верить в судьбу, в зодиак и гороскоп, в фатализм. Великим даром христианина является свобода воли, заставляющего нас быть ответственными за наши поступки. Пользуясь этим великим даром, можем достигнуть «апогея» святости или упасть на дно ада. «Право выбора между добром и злом всегда остается за нашей личной волей»[19], а не предсказания зодиака или гороскопа. Господь нам открывает Свое святое учение, которое мы находим в Священном Писании, показывая нам что есть добро и что зло, и одновременно дает нам право свободного выбора между добром и злом. Он не заставляет и естественно, что ни судьба, зодиак или гороскоп, а мы сами решаем, как нам поступать. Поэтому не должны мы оставаться во власти внешних негативных сил, веря, что жизнь наша зависит от судьбы, а полностью отдаться во власть и в руки Господа, Который «хотяй всем человеком спастися, и в познание истины приити»[20]. Вместо того, чтобы читать гороскоп в газетах или слушать, что нам предсказывают в наступающий день звезды по телевидению или радио, лучше вознесем наши сердца к Богу, чтобы Он нас просветил и помог совершать благие деяния, приятные для Него и ближних и исполнить наше призвание и ту роль, которую следует нам выполнить в семье, в обществе и на земле.
Если в наших старых храмах находим росписи с использованием зодиакальных символов, в особенности в пронаосе, или же находим их на страницах календаря, где ими обозначаются знаки месяцев года, или в некоторых богослужебных книгах: Литургиер[21] или Молитфельник[22], в синаксаре на церковный год, то это совсем не означает, что Церковь учит нас верить в зодиаки и толерантно относится к этому. В данном контексте они лишь носят хронологический характер, разделенный на двенадцать месяцев года, которые с литургической точки зрения имеют религиозный и литургический смысл.  
  



Este îngăduit creştinilor să creadă în horoscop sau în zodiac? // Vestitorul Ortodoxiei (Periodic de informaţie bisericească, teologie şi spiritualitate al Patriarhiei Române). – Том. XVI (2005). – № 353-354. – С. 13, 15.

перевод с румынского осуществил прот. Максим Мелинти


Note:
[1] Свящ. Проф. Др. Николай Некула – доктор богословских наук, профессор литургики, экс-декан Бухарестского богословского факультета. Автор многочисленных трудов и статей по литургическому и пастырскому богословию.
[2] См. Dicţionarul explicativ al limbii române (далее DEX). Бухарест: Editura Academiei, 1958. – С. 365.
[3] Mic dicţionar enciclopedic (далее Mic dicţionar). – Ediţia a II-a, revăzută şi adăugită. – Бухарест: Ediţia ştiinţifică şi enciclopedică, 1978. – С. 466.
[4] DEX. – С. 958.
[5] Там же.
[6]  Mic dicţionar. – С. 1047.
[7] См. Drăgulin Gheorghe, Pr. Prof. Dr. Impotriva farmecelor şi a altor superstiţii. Analiza teologică şi mod de dezlegare a lor. Бухарест, 2004. – С. 29.
[8] Второзаконие 18, 9-14.
[9] Бытие 25, 24-27.
[10] Марк 8, 34.
[11] Откровение 3, 20.
[12] 1-е Тимофею 6, 20.
[13] Миланский эдикт – знаменитый документ, даровавший христианам возможность свободно исповедовать свою веру во всей Римской империи. Для христианства этот эдикт означал равноправие с прочими религиями и даже с римским государственным культом. Миланский эдикт не только дал христианам свободу исповедывать свою религию, но и узаконил право церковной собственности. Все отнятое у Церкви во время гонений было возвращено безвозмездно. Эдикт был составлен императором Константином, совместно со своим тогдашним соправителем и союзником Ликинием в 312-313 гг. // Журнал Московской Патриархии. – 1955. – № 1. – С. 21.  
[14] См. Coman Ioan, Pr. Prof. Sfântul Grigorie de Nyssa. Contra destinului; Sfântul Ioan Gură de Aur. Despre destin şi providenţă // Studii Teologice. – An. I (1949). – Nr. 5-6. – P. 450. Cf. Drăgulin Gheorghe, Pr. Prof. Dr. Там же. – С. 35.
[15] Так, к примеру, в Греции православное население с большим благоговением отмечает день своего духовного покровителя (день ангела), в то время как день рождения практически не отмечается.
[16] Преподобный Максим Грек.
[17]  Sfântul Maxim Grecul. Viaţa şi cuvinte de folos. Пер. Кристя Флорентина. – Галаць, 2002. – С. 118.
[18] Также преподобный Максим Грек написал несколько посланий придворным царя Ивана Грозного, обличая моду при дворе на астрологию. «Как это может быть, – говорит Максим Грек, – чтобы звезды были подчинены Богу? Бог обращается к человеку непосредственно, даруя ему свободу». И дальше Максим Грек пишет: «Как я, созданный по твоему божественному образу и подобию, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действия во блага и праведности, неужто я действием какой-то недоброй звезды, могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетов, лишающих меня свободы воли» // http://www.krotov.info/yakov/3_vera/3_radio/rl_89.html
[19] Mitropolitul Antonie Plămădeală. Cuvinte de zile mari. Сибиу, 1989. – С. 93.
[20] Цит. по Molitfelnic. – Bucureşti: E.I.B.M.B.O.R., 2002. – С. 165. См. Молитву 7-ю Последования Святого Елея // Требник, в двух частях. – Часть первая. – Москва: Московская Патриархия, 1956. – С. 104.
[21] Богослужебник.
[22] Требник.

Niciun comentariu :

Trimiteți un comentariu